Финликбез

Зачем нужен "финансовый омбудсмен"?

Добавить комментарий

09:18 06/10/2009

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости

На днях Всемирный банк предложил России создать институт "омбудсмена по финансовым вопросам". Вообще-то шведское слово "омбудсмен" означает "представитель", а вводили такую должность шведы ровно двести лет назад (в 1809 году) для  контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Со временем омбудсмены появились и в других государствах, сейчас они стоят на страже прав и свобод человека в ста странах. В России помимо «классического» омбудсмена недавно появился и уполномоченный по правам ребенка, а в Казахстане обсуждается вопрос учреждения должности омбудсмена по делам малого бизнеса. Так что в предложении Всемирного банка нет ничего неожиданного. Просто таким образом, считают международные чиновники, России будет проще решить проблему с тем финансовым хаосом, который царит в головах большинства наших соотечественников.

Предполагается, что «финансовый» омбудсмен по аналогии с уполномоченным по правам человека займется защитой прав потребителей финансовых услуг. Планируется также создание специальных департаментов для разбора жалоб населения на качество финансовых услуг в организациях различного профиля, предоставляющих финансовые услуги (банки, биржи, ПИФы и пр.).

Между тем, действительно ли необходима специальная служба омбудсмена? Ведь уже сегодня существуют разного рода конфедерации потребителей. Но частые телевизионные сюжеты с судебными приставами показывают, что, например, на рынке долга складывается ненормальная ситуация, причем часто не прав не только клиент, но и банк. Вероятно, в таких случаях финансовый омбудсмен был бы эффективнее судебного пристава.

Более того, в российском законодательстве в целом не выработано четких норм для оценки ситуаций, которые складываются сейчас на финансовых рынках вокруг рядовых потребителей-физических лиц. Уже несколько лет Госдума не может принять закон о банкротстве физических лиц, что позволило бы должникам цивилизованно разобраться с кредиторами, не доводя дело до конфискации. Еще хуже обстоят дела у держателей паев в ПИФах – они действуют на свой страх и риск, не обладая ни знаниями, ни навыками в биржевой игре. И уж совсем плохо тем, кто доверил свои деньги создателям финансовых пирамид и прочих «лохотронов». Поэтому еще один омбудсмен – финансовый, стоящий на страже интересов граждан, очевидно, не будет лишним.

Впрочем, не будем забегать вперед. Пока должности финансового омбудсмена нет,  лучшим выходом из ситуации есть и остается «сам себе омбудсмен» - возможность повышения знаний в сфере финансовой грамотности. Несколько лет назад российский Минфин инициировал дискуссию о необходимости развития финансовой грамотности в России Такие знания станут в будущем гарантией того, что научившись правильно оценивать ситуацию на финансовом рынке, любой из нас сможет легко оградить себя и близких сомнительных схем. Инициативу поддержали банки и другие коммерческие организации - им выгодно иметь грамотного вкладчика и заемщика.

Однако, чтобы поднять общую финансовую грамотность населения, необходима реализация пока так и не стартовавшей общефедеральной  программы, в рамках которой будут проводиться мероприятия для всех групп населения - от обучения журналистов до внедрения факультативов для школьников и лекций для пенсионеров. Можно, конечно, сказать, что сейчас не самое лучшее время для обучения. Во-первых - кризис, во-вторых, в упомянутом докладе Всемирного банка отмечено, что  в России более 40% населения не имеет доступа к финансовым услугам, всего 16% граждан имеют банковские счета и менее одного процента инвестируют свои деньги в акции и облигации. Но тот же кризис показал, насколько важны для людей финансовые знания не только в периоды финансового благополучия, но и в периоды экономических потрясений, когда активизируются различного рода мошенники, а задача сохранения накоплений в условиях обваливающихся рынков становится не самой легкой задачей.

К слову, в Казахстане, где реализация государственной программы по развитию финансовой грамотности началась в 2007 г., уже есть первые положительные результаты. Эффективный финликбез по пенсионной реформе привел к тому, что в стране не стало «молчунов», т.е. тех граждан кто решил «отмолчаться» в вопросе выбора управляющей компании (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Именно УК и НПФ, как известно, управляют пенсионными отчислениями граждан, что во многом определяет размер будущей пенсии каждого из нас. И именно от нас зависит, какую пенсию мы будем получать по достижению пенсионного возраста. В России же, по данным статистики, число «молчунов» продолжает оставаться на катастрофично высоком уровне: меньше 10% граждан определились с тем, кому из НПФ или УК доверить формирование накопительной части государственной пенсии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Получить код
РИА Новости
Зачем нужен "финансовый омбудсмен"?

Зачем нужен "финансовый омбудсмен"?

09:18  06/10/2009   На днях Всемирный банк предложил России создать институт "омбудсмена по финансовым вопросам". Шведское слово "омбудсмен" означает "представитель", а вводили такую должность шведы ровно двести лет назад (в 1809 году) для контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. >>

Код для фотографии:

© 

Код для фотографии:

© 

все поля обязательны для заполнения


Пригласить друзей
Добавить комментарий
Авторизация

      партнеры



      Финликбез: мультимедиа

      партнеры


      Загружается, подождите...

      Актуальные сюжеты

      • Делитесь с друзьями в Facebook информацией о том, что вы читали и смотрели на ria.ru!

        Авторизируйтесь, чтобы начать

      • Настройки

        Вы вошли с помощью Facebook

        Ваша активность




      партнеры





      РЕКЛАМА